Понятие о целостном организме существует в медицине с незапамятных времен. Гиппократово “лечить не болезнь, а больного”- из этой области. Однако, современные исследования межсистемных и межорганных связей вплоть до субклеточного и молекулярного уровней не привели пока что к появлению лечебных подходов, с помощью которых можно было бы реабилитировать эти связи в больном организме.
Утвердившееся в медицинской науке положение рассматривает систему в качестве совокупности взаимосвязанных элементов, представляющих замкнутое целое. При этом система, как и любое целое, не есть простая сумма составляющих ее частей, это — нечто большее, так как в результате взаимодействия элементов системы появляется новый фигурант — связи, возникшие между компартментами системы. За счет этих связей у системы образуются новые свойства, обеспечивающие как централизацию (интеграцию), так и специализацию(дифференциацию) функций отдельных элементов системы.
Возникает вопрос о системообразующем факторе как индукторе, а, может быть, и эквиваленте связей между отдельными компонентами системы. На роль последнего претендует энергия, или “телесное электричество”, по терминологии И.В.Родштадта (2003), которое обеспечивает не только функциональность коммуникаций гомеостаза, но и контакт человека со средой обитания, ставя под сомнение объективность существующего определения системы как “замкнутого целого”.
Сложившиеся в последние годы представления об энергоанатомической архитектонике человека заставляют думать, что структурно- функциональные связи анатомического тела обеспечивает энергосистема — чакры, меридианы, каналы, БАТ,- которая пронизывает как анатомические образования, так и прилегающие к ним слой эфирной оболочки. И это- первый уровень интеграции структуры и функций.
Такие понятия, как ноосфера, трансперсональная психология, информационное пространство и проч., обязывают учитывать в интеграционных процессах роль сознания и мыслей как тонкоматериальных продуктов грубоматериального мозга. Этот взгляд обоснован И.М.Сеченовым в “Рефлексах головного мозга”(1863) следующим образом- “духовная жизнь человека есть явление земное” и нельзя эту жизнь рассматривать только как атрибут тела. В “Ответе физиолога психологам” И.П.Павлов писал об обсуждаемой теме как о “…принципе структурности, то есть расположении действий в пространстве, приурочении динамики к структуре”.
Одним словом, необходимость оценки тонких структур многоуровневого образования под названием “Человек” при анализе интеграции его структуры и функций становится очевидной. Тогда и функция воспринимается как внутренние и внешние свойства живой системы, которые зависят от свойств составляющих ее компонентов, от внутренних и внешних структур данного системного объекта, где внешними структурами являются тонкие оболочки — эфирная, астральная, ментальная, каузальная, буддхиальная, нирваническая,- которые в качестве интегрирующего фактора вписывают человека в Духовное пространство, обеспечивая единство Вселенной.
По некоторым данным своеобразным водоразделом между земными заботами и Духовным пространством является причинная оболочка, которая соприкасается с нижним уровнем последнего.
В соответствии с изложенными соображениями, вторым уровнем интеграции структуры и функций следовало бы считать интеграцию плотного слоя анатомического тела и эфирной оболочки- с астральным, ментальным и нижними слоями каузального слоев, что позволяет человеку устанавливать более тесный взаимообогощающий контакт с полевыми образованиями среды обитания.
Третий уровень интеграции — когда человеку с помощью сознания-мысли как производных анатомического тела удается войти в сотворчество с Духовным Миром, то физический слой бывает интегрирован не только в астральную и интеллектуальную оболочки, но и в верхние отделы каузального слоя, а также в буддхиальное и нирваническое тела.
Все три этажа энергетического устройства органического мира — грубый план, тонкий план-1, тонкий план-2,-доступные человеку для интеллектуального зондирования с помощью мысли,- все эти этажи объяты единым полем, известным под названием Дух, который является одной из областей Духовного пространства и вместе с Душой формирует человеческую личность, пытается лепить тело по образу и подобию Божьему.
Итак, единство структуры и функций в целостном организме, то есть функционирование и развитие биологического объекта в его внутренних и внешних проявлениях, весь механизм “жизни”,- все эти процессы построены на фундаменте общности физического и тонких тел и их связи с информационным пространством среды обитания.
Очевидно, что процессы интеграции на любом уровне требуют значительных энергетических затрат, источник которых следовало бы искать в физическом теле, не уповая лишь на дотации из Духовного пространства. Этот источник показывает работа И.В.Родштадта (2003), в которой раскрыта роль гиалуроновой кислоты, гидрофильные молекулы которой увеличивают свой объем в 1000 раз, связывая воду, что сопровождается поглощением (“упаковкой”) энергии. В то же время известно, что гиалуронидаза (в том числе и пиявочная гиалуронидаза) деполимеризует и дегидратирует молекулы гиалуроновой кислоты, освобождая (“распаковывая”) телесное электричество. Вероятно, феноменология гирудотерапии во многом объясняется способностью пиявочной гиалуронидазы “распаковывать” телесное электричество, инициируя образование связей, которые способны “работать” самостоятельно без участия анатомических структур, то есть так, как это доказала классическая гомеопатия, когда после 12-сотенного разведения, сопровождаемого нагреванием и встряхиванием, в растворе не остается ни одной молекулы лекарственного вещества, а лечит энергетическая память о нем.