К. И. Шилин

«ЭКОСОФИЯ ГИРУДОТЕРАПИИ как БУДУЩЕГО
ИНТЕГРАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ».

МГУ им. М. В. Ломоносова

 

    «Наступило время, когда Московский университет может и должен сформулировать ряд крупных амбициозных научных проектов, имеющих определяющее значение для развития науки и жизни общества в целом».
Ректор МГУ академик В. А. Садовничий

    Мы имеем честь выдвинуть (наряду с другими проектами) и, опираясь на работы ведущих специалистов в сфере гирудотерапии (ГТ), еще и этот «амбициозный» проект разработки ЭКОСОФИИ ГТ.

    Полагание ГТ в качестве исходного основания желательного и реального будущего позволяет наметить контуры нормативного прогноза экософии (пост = метафилософии) качественно нового, живого, постнаучного знания и постцивилизационного типа культуры. ГТ дает для такой работы необходимый и достаточный эмпирический материал.

    Нашу теорию и экософию ГТ и всей экосистемы в целом начнем с самой гениальной и практически неизвестной в литературе идеи К. Маркса о труде вообще, т. е. простейшей форме труда, которая есть в то же время его исторически непреходяще = всеобщая суть. Итак, труд вообще есть форма «выражения жизни и утверждения жизни» природы человеком. Для Маркса это также и простейшее начало намеченной (но не осуществленной им) задачи построения теории неантагонистически = постантагонистической эко-социальной системы. В его состав входят, как минимум: Живая Природа (или ее представитель) — человек и живое существо как опосредствующее и их связующее звено-посредник, напрямую осуществляющий оздоравливающе-нормализующе-гармонизующее воздействие на человека, нуждающегося в помощи. Таково начало построения всей системы ГТ.

    Иначе говоря, ГТ становится некоей «стартовой площадкой» для прорыва в гармоничное будущее. Во имя этого необходимо установление гораздо более широких, межкультурных взаимосвязей ГТ со всеми культурами мира и рассмотрение ГТ в контексте и на основе эко-гармоничного синтеза культур Востока-Запада-России. Непосредственно для самой ГТ это означает ее фундаментализацию, т.е. ее развитие в фундаментальное знание качественно нового типа-уровня, определяющее своим развитием все остальные сферы культуры, включая переход экофобной техно-цивилизации Запада на постцивилизационный уровень культуры Творчества Жизни Богочеловеком, в какового еще должен развить себя гирудотерапевт (который уже и ныне выполняет одну из подлинно Божественных функций.

    Проще говоря, общение человека-с-человеком посредством пиявки есть такая особая реальность, которая представляет собой существенное приближение к искомому и столь необходимому ныне экофильному идеалу для всей системы общения Человека с Природой, или Культуры гармоничного будущего. Решая свои профессиональные проблемы, гирудотерапевты решают тем самым глобальные общечеловеческие проблемы выхода из эко-катастрофичной ситуации и перехода во имя этого на качественно новый «виток исторической спирали».

    О роли теории и ее взаимосвязи с практикой ГТ хорошо сказали О. Ю. Каменев и А. Ю. Барановский в своей книге «ЛЕЧЕНИЕ ПИЯВКАМИ. Теория и практика гирудотерапии: «Практика только тогда даст качественно новые результаты, когда будет иметь научно обоснованную теоретическую базу. Только взаимное развитие теории и практики позволит по-настоящему понять процессы, возникающие при гирудотерапии, определить область её наиболее эффективного применения, индивидуализировать этот метод лечения для каждого больного, научиться предупреждать и успешно бороться с осложнениями». (7, с. 18). Таково понимание соотнесения теории и практики в существующей рацио-философской, экофобно-катастрофичной парадигме. ГТ нуждается в формировании не просто теории, но теории качественно нового уровня, что требует ,в свою очередь,возникновения и новой, постфилософской формы мудрости, ‘экософии, а также и новой, пост = метаформальной Живой логики Творчества. А катастрофичная эко-ситуация диктует необходимость еще и создания теории нового типа, ориентированной на гармоничное БУДУЩЕЕ, ибо мы не можем ждать, когда завершится тотальная эко-катастрофа, которая-де и будет теоретически осмыслена в соответствии с догмами существующих теории-философии-логики.

    Самое фундаментальное теоретически-эмпирическое основание для кратко изложенных выводов дает то направление в развитии гирудологии и ГТ, которое возглавляет В.А.Савинов, осуществляющий смелый «прорыв в будущее» (в духе В.А.Садовничего) серией своих фундаментальных работ, прежде всего — монографий: «ГИРУДОТЕРАПИЯ» (под ред. В.А.Савинова) (1) и «МЕТАФИЗИКА ВРАЧЕВАНИЯ. Гирудотерапевтические этюды» (2). В общем продвижении в процессе создания теории-Экософии ГТ сыграли значимую роль также и труды И.П. Басковой и ее коллег и учеников. (См. в особенности ее совместный труд с Г.С. Исаханяном. «Гирудотерапия. Наука и практика». М., 2004г., 508 с.) и др. работы.

    Уже одно только сопоставление этих весьма фундированных работ позволяет сделать вывод: гирудотерапия не имеет еще своей единой теоретической концепции. Но ситуация хуже и перспективнее одновременно: данная сфера КУЛЬТУРЫ уже создала серьезные основания для построения качественно новой, пост = метафилософской формы мудрости, которую мы называем ЭКОСОФИЕЙ. Ее основополагание — вместо философии (и, конечно, метафизики) — в качестве метафилософского базиса гирудотерапии открывает перед последней гораздо более широкие общекультурные глобальные горизонты, нежели это имеет место в данной ситуации. Она становится, на наш взгляд, реальным лидером перехода человечества на качественно новую, эко-гармоничную ступень своего развития. Непосредственно для ГТ это означает лучшее понимание качественной специфики сферы своего творчества.

    Вырисовывается следующая структура последующего осмысления и решения кратко намеченных проблем:

  1. Гирудотерапия в контексте изначально-восточных культур;

  2. ГТ — как одна из «нитей» сохранения Жизни в условиях тотального запрета-на-Жизнь, определяющего рацио-злостный умысел западной цивилизации;

  3. ГТ и Россия на «взлете», основой которого является гармоничный синтез культур Востока-Запада-России.

 

    1. ГИРУДОТЕРАПИЯ в КОНТЕКСТЕ ИЗНАЧАЛЬНО-ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУР. Для самоорганизации Жизни характерен голографический принцип тождества живой клетки со всем организмом. Для мировой культуры верно нечто подобное: каждая подсистема ее несет в себе всю духовно-нравственную субстанцию как Живую целостность. Этот принцип тождества структур целого и части особенно верен для стран Востока. В этом плане ГТ и медицина в целом как подсистемы — сфер — формы суть воплощения всей целостности культуры. Различные сферы знаний Востока не отделены друг от друга столь жестко, как это принято на Западе, в рамках техно-цивилизации. Восточная медицина занимается прежде всего и главным образом, поддержанием здоровья человека в здоровой Природе — в гармонично-целостно-здоровом общении со всей остальной Природой. Эта экофильность восточной медицины свойственна также и ГТ. Одним из коренных различий восточной и западной медицин является то, что Восток ГАРМОНИЧНО-ОРГАНИЧЕН, ориентирован на ВНУТРЕННЕЕ, ГЛУБИННОЕ единство Человека со всей остальной ЖИВОЮ ПРИРОДОЙ, в том числе посредством и таких ЖИВЫХ организмов, а также столь же органично-естественных средств (травы, пиявки и пр. атрибуты натуропатии), которые поддерживают естественную гармонию своей внутренней структурой.

    2. СОВРЕМЕННАЯ ГИРУДОТЕРАЛИЯ как альтернатива эко-катастрофичной цивилизации Запада, или ГТ — как одна из «нитей» сохранения Жизни в условиях тотального запрета-на-Жизнь, определяющего рацио-злостный умысел западной цивилизации.

    И это очень важный вывод, определяющий всю стратегию и тактику поведения сообщества гирудологов-гирудотерапевтов по отношению ко всей ныне, увы, господствующей линии вестернизации-американизации = ЛЕТАЛИЗАЦИИ всей нашей культуры, включая медицину. Сообщество гирудологов-гирудотерапевтов выстояло под этим натиском, но должно ныне обрести гораздо большую уверенность в своей правоте и в своей качественно возросшей ответственности за сохранение Жизни Человека, выступившего уже в качестве Творца Жизни. Соответственно меняются все нормы науки, развиваемой в Живое знание, в том числе и на основе исторического опыта ГТ и всей, особенно восточной и древнеславянской медицины. Начнем с фундаментальной монографии И.П. Басковой и Г.С. Исаханяна «Гирудотерапия. Наука и практика». (508 с). По характеру издания она строго академична, рацио-научна. Но что особенно важно для определения собственного качества ГТ — это ее экскурс в историю ГТ, выявление ее истоков в дорацио-научной, доцивилизационной истории культуры с ее экофильностью. Эту экофильность ГТ и культура в целом сохранили в себе даже в условиях эфобно = противоестественной цивилизации, для которой назрело время ее снятия, а значит, и перехода на уровень экофильной гармонизации, — в т. ч. при помощи медицинской пиявки и ГТ — как сферы донаучного и мета = пост-научного, ЖИВОГО знания.

    Бесспорно, можно понять И. П. Баскову и Г. С. Исаханяна в их стремлении показать и доказать научный статус ГТ. В современных условиях полного всевластия западной научно-технической цивилизации именно наука играет, увы, решающую роль в определении судеб, роли и функций всех остальных форм знания. Поэтому доказать, что ГТ есть полноценная наука среди наук , представляется делом благородным и более чем нравственно достойным и оправданным. Такова реальная историческая ситуация, — если игнорировать ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ составляющую современной действительности, которая во многом переворачивает соотнесение прошлого и настоящего, Востока и Запада, искусства и науки, Живого и предметно = научного знания, культуры и цивилизации. С позиций Экософии культуры роль ГТ кардинально растет. Она может и ДОЛЖНА — во имя сохранения-развития-Творчества Жизни (Человеком) — стать из «объекта» научного оценивания основанием для такого оценивания науки с позиций экофильных ГТ и культуры в целом. Пользуясь образом А.С.Пушкина, ныне вместо «разъятия алгеброй гармонии» совершенно необходимо развивать алгебру — гармонией.

    Непосредственно для ГТ это означает, что не к ней нужно применять критерии научной рациональности (как это делается ныне, и как это делают И. П. Баскова и Г. С. Исаханян), а наоборот, — с позиций экофильных культуры и ГТ — оценивать науку и научно-техническую цивилизацию.

    В какой-то мере об отходе от жестких стандартов научной рациональности свидетельствует уже тот факт, что в этой, академически фундаментальной монографии «не нашлось места» для определения предмета, якобы, науки ГТ (гирудотерапии) в ее качественной определенности, в ее отличии от иных сфер культуры и науки как «ключевой» сферы экофобно-техногенной цивилизации. ГТ понимается авторами как ОБЫЧНАЯ, «рядовая» и не более того. А она «более того», нечто качественно иное. Она есть сфера качественно нового, био-медицински-гуманитарно-социального, гармонично-целостно-ЖИВОГО, до научно-художественного, эмоционально-духовно-нравственного, ненаучно-пост-метанаучного знания, имеющего качественно иную логику-мудрость-теорию в отличие от науки, парадигмально определяемой философией-теорией, формальной логикой-гносеологией-диалектикой. ГТ базируется, как минимум, на ТРЕХ-мерном, полноценном, ТРЕХ-субъектном, гармонизирующем эко-общении, которое нельзя редуцировать к одномерно-ущербному, насильственно летализирующему, предметно-деятельностному отношению, на котором строят себя диалектика-гносеология, формальная логика и рацио = эгоизирующая антично-западная философия в целом.

    Био-компонент занимает важную, НО НЕ СИСТЕМО-СОЗИДАЮЩУЮ РОЛЬ. Редуцировать ГТ к био-аспекту категорически недопустимо.

    На наш взгляд, к близким выводам пришел и В. А. Савинов, что видно даже из названия его монографии (в которой автор сместил свой акцент с философии на дофилософскую метафизику) и всего ее содержания. Об этом же выходе за пределы науки (которая стала ныне экологически опасной) свидетельствуют даже уважаемые И. П. Баскова и Г. С. Исаханян, ссылаясь на В. А. Савинова: «Неагрессивное проникновение в гомеостаз пиявочных ферментов и энергии используется в практической медицине на базе универсальной программы оздоровления, которая состоит из трех реализуемых параллельно пунктов: нормализации энергообмена, очищения физического и духовного, местных и общих воздействий на очаг болезни. Эти три тройки: три блока действующих факторов, три пути входа в гомеостаз и три пункта универсальной программы оздоровления определяют концепцию гирудотерапии, способную объять тройственную природу человека: Дух, Душу и тело». (Савинов В. А., Чистов А. В. Концептуальные основы гирудотерапии. В кн.: Практическая и экспериментальная гирудология: итоги за десятилетие (1991-2001 гг.). Матер. 7-й науч.-практ. конф. Ассоц. гирудологов России и стран СНГ. Под ред. проф. И.П. Басковой. Люберцы, 2001, 61-2. Цит. по: [1], с. 279).

    3. ГТ и Россия на «взлете» основой которого является гармоничный синтез культур Востока-Запада-России.

    Приведенное положение хорошо согласуется с традиционной для культур Востока ориентацией на единство Внешнего и Внутреннего, духовного и телесного, мужского и женского начал (Монада, Инь и Ян). «Подразумевается также гармоничное единство человека-с-Природой, поддерживаемое пиявками. Логика представлена «тройкой», тройственностью, которая тоже характерна для высокодуховных культур Востока с их нумерологией (особо свойственной китайской культуре, а в античности — Пифагору и его Школе). Словом, приведенное положение В. А. Савинова с соавторами довольно точно выражает высокую духовность Востока и классической русской культуры, но явно противостоит рацио =бездуховности западной науки. Это и почувствовали И. П. Баскова и Г. С. Исаханян, негативно оценившие данную интерпретацию ГТ В. А. Савиновым (см. 1, с. 279-280). Их реакция понятна, она рацио-научна, летализирующа и обнаружила ныне свою экофобность. Поэтому мы склонны видеть значимую экофильную перспективность концепции В. А. Савинова и полную экофобную катастрофичность = бесперспективность вестернизаторства, которого, увы, придерживается большинство ученых, включая и таких уважаемых авторов, как И. П. Баскова и Г. С. Исаханян.

    По мнению акад. РАМН В. П. Казначеева, пиявка является биологическим носителем информации из эволюционирующего голографического пространства, служащего средой обитания представителей биосферы Земли. Той самой информации, которую перестает воспринимать пораженный болезнью организм. Пиявка же, выступая в роли связующего звена с голографическими полями среды, способствует усвоению энергии этих полей организмом человека, его тканями, мозгом, чем и объясняется изменение «поведения» болезни в процессе гирудотерапии. Носителями информации из микро- и макроокружения являются и другие природные средства: пчела, фитоформы, минералы, металлы и т.д. Вот почему приоритетное развитие природных методов лечения рассматривают в качестве альтернативного способа, который выглядит как реальная попытка спасти нацию от сверхсмертности, депопуляционных и деградационных тенденций. В.А.Савинов отмечает: «Когда врач или целитель берут в руку пиявку и используют ее с лечебной целью, они делают шаг по пути к Богочеловеку и в отношении себя, и в отношении своих пациентов…Спасешься сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.» (Савинов В.А. « Лечение детских болезней методами комплексной гирудотерапии. Новый фактор этиологии болезней». М. 2005 г.) Важное, если не главенствующее место, пиявкам отводится в очищении не только физическом, но и духовном, так как «энергетичность пиявки способствует укреплению тонкоматериальных структур», к которым относятся все параметры энергосистемы человека. В объединении гирудотерапии со старославянскими методами лечения (духовное очищение молитвой, висцеральная хиропрактика, апитерапия и проч.), с гармоничной восточной медициной и культурой (медитациции, мантры, аюрведа, юмейхотерапия, цигун), видится качественно новая, экофильная медицина будущего.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гирудотерапии: Руководство / Под ред. Савинова В. А. — М.: «Медцина» 2004. — 432 с.
  2. Савинов В. А. Метафизика врачевания. Гирудотерапевтические этюды. М.: «Бизнес-Пресс» — 2005. — 258 с.
  3. Савинов В. А. Лечение детских болезней методами комплексной гирудотерапии (новый фактор этиологии болезней). — М.: 2005. — 252 с.
  4. О. Ю. Каменев, А. Ю. Барановский. ЛЕЧЕНИЕ ПИЯВКАМИ. Теория практика гирудотерапии. — СПб: «Весь» 2006. — 304 с.
  5. Баскова И. П., Исаханян Г. С. Гирудотерапия. Наука и практика. М., 2004 г., 508 с.
  6. Шилин К. И. Живая логика творчества. Малая энциклопедия. Т. 1-2. М. 1998.
  7. Шилин К. И. Буддизм — глобальная Экософия будущего. Краткая энциклопедия в 3-х т. Т. 2. Экософия Китая-Запада-России. М.—1997. — 470 с.
  8. Шилин К. И. Живая метаформальная логика Творчества. Энциклопедия Живого знания. Т. 3. М. — 2004. — 344 с.
  9. Шилин К. И. Экософия К. Маркса. М. — 2000. — 180 с.
  10. SHILIN K. I. INDO-RUSSIA: Spiritual Decolonization of India (+Russia). By Professor KIM SHILIN. New Delhi — 2005. 40 p.