Гирудотерапия — общение человека с человеком через живое существо, данное Высшим Разумом. И не только на тонком плане, когда кто-то погладил киску или собачонку или, скажем, прокатился верхом на лошадке. А на полномасштабном грубо материальном уровне через обмен вполне осязаемыми жидкостями: пиявка изымает из человека кровь и лимфу, отдавая взамен энергию, бактерию-симбионт и слюну, содержащую более 500 БАВ, а также исчерпывающую информацию о среде обитания, размещенную в Протопласте. Это вам не доктор Пилюлькин, это — миниатюрный слепок Святой Троицы, в котором обязан главенствовать интеллект врача. И это — живая медицина в отличие от медицины летализированной, когда пытаются вылечить пока еще живого человека с помощью мертвой таблетки, мертвого аппарата и т. д. Иными словами, гирудотерапия – это новый методологический подход общемедицинского плана.
В современной медицине активность врача построена по принципу «с позиции силы» — таблетка, скальпель, аппарат, — а больной выступает в роли безвольного подопытного существа, что губительно для обеих сторон, и для врача и, тем более, для пациента. Фетишизация внешнего предмета — фетишизация пилюльной медицины. А в случае гирудотерапии все субъекты (врач — пиявка — больной), это уже не механическая наука, а Живое знание, Живая социология медицинского творчества. Такое наиболее гармоничное и неагрессивное тройное общение несет в себе естественное взаимопонимание, организуемое человеком — творцом жизни.
Аппарат для такого общения вполне очевиден — это вегетативная нервная система, симпатический ствол которой называют пограничным потому, вероятно, что он разграничивает внутреннюю среду как пиявки, так и человека с одной стороны, и среду обитания, — с другой.
Вегетативная нервная система медицинской пиявки (МП) представлена 32 ганглиями: 4 передние ганглия слиты в субэзофагальный узел (прообраз гипоталамуса), следующие 21 — распределены по сегментам средней части тела, а последние 7 — формируют хвостовой ганглий, который на последующих этапах эволюции трансформируется в надпочечники. От каждого ганглия отходят две пары волокон, иннервирующих ткани, а по все длине пиявочного тела, через 33 сегмента (сомита), проходит непрерывный вегетативный ствол, прообраз симпатического пограничного ствола у человека.
В каждом ганглии 400 нейронов, как правило, смешанного типа — чувствительные и двигательные, — которые иннервируют мышечные и железиcтые клетки. Набор нейромедиаторов у МП почти такой же, как и у млекопитающих ацетил-холин, ГАМК, ряд пептидов и три моноамина: октопамин, дофамин, серотонин. В каждой клетке содержится 4-5 нейромедиаторов. По-видимому, именно на этом субстрате появилась возможность одному из вегетативных ганглиев преобразоваться в надпочечники, замыкающие цепочку эндокринных желез и обеспечивающие обратную связь в системе регуляторных образований.
В свете изложенных материалов гирудовегетология, лечение вегетативных расстройств пиявками — это ключ ко всему, что имеет отношение к здоровью.
Действительно, энергетику семи этажей неироэндокринной регуляции эффективно стимулирует пиявка, когда ее приставляют на проекции психо-энергетических центров, связанных с соответствующими эндокринными железами (см. рис.7 из Введения), которые в физиологическом режиме восстанавливают и трофику тканей, и продукцию нейромедиаторов, и другие параметры гомеостаза, утратившие свои потенции в связи с возрастными и патологическими процессами. Скажем, приставляя пиявок на темя (проекция 7-й чакры, высшего центра психической энергии), мы воздействуем на эпифиз и усиливаем выделение в кровоток серотонина, мелатонина, источника молодости, а из проекции 6-й чакры (межбровье, высший центр физической энергии) пиявка посылает энергетический импульс в гипофиз и гипоталамус, способствуя повышенному выделению oкситоцина, гормона любви, и других БАБ. И так далее.
Другими словами, появилась возможность с помощью гирудотерапии естественным путем ориентировать лечебные сигналы в глубинные структуры головного мозга и таким образом модулировать сознание, которое не только отражает окружающую действительность, но и творит ее (Ленин В.И. «Философские тетради»). Вместо изучения на субклеточном и молекулярном уровнях патофизиологических явлений пиявка «предлагает» наипростейший подход к решению лечебных проблем: восстановить энергоснабжение пораженных тканей, «запитать» пострадавший участок энергосети в организме. Но прежде чем «запитать», необходимо восстановить проходимость энергокоммуникаций (нади, каналы, меридианы) местно, в locus моrвi, фигурально говоря, зачистить и изолировать изношенные участки энергопроводки, или заменить «кусок» уж совсем ветхого провода на новый, что вполне реально сделать с помощью регенераторных свойств пиявки.
Эту «мудрость» знает любой электромонтер, а вот верхний эшелон медицинской общественности не хочет понять эту истину, травит людей актиоксидантами, провозглашая, что лечит внутриклеточный энергообмен. В то время как необходимо восстановить сигнальные пути в условиях компетентной вегетативной нервной системы, обеспечивающей контакт человека со средой обитания.